Статья 17216

Название статьи

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ

Авторы

Пономарёва Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок), olga-viktoria2010@yandex.ru
Целыковских Александр Александрович, доктор военных наук, профессор, заместитель начальника академии по учебной и научной работе, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва (Россия, г. Санкт-Петербург, набережная Макарова, 8), vatt@mil.ru
Пятин Михаил Александрович, кандидат биологических наук, доцент, кафедра теории и методики начального образования, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), k.estestvoznanie@yandex.ru
Грачёв Иван Иванович, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника института по учебной и научной работе, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок), paii@mil.ru

Индекс УДК

378

DOI

10.21685/2072-3024-2016-2-17

Аннотация

Актуальность и цели. Педагогическое тестирование – элемент обязатель-ной процедуры оценки качества обучения в образовательном пространстве России в начале ХХI в. В высшем образовании контроль и оценка уровней усвоения знаний обучающихся представлены разнообразными видами и фор-мами контрольно-измерительных средств. В числе востребованных – сертифи-цированные дидактические тесты, которые в текущем контроле можно исполь-зовать в форме предъявления заданий для индивидуальной работы и работы в малых группах, а в промежуточном контроле – предложить индивидуально. Цель данной статьи – сконструировать разнообразные виды эколого-ориенти-рованных тестовых заданий для высшего образования в соответствии с прави-лами тестологии и с учётом типологии педагогических тестов. Представлены перечень «экологических» компетенций подготовки выпускника по военной специальности и примеры педагогических тестов (кейс-заданий) текущего и промежуточного контроля по эколого-ориентированным дисциплинам высше-го образования. В статье приведена типология тестовых заданий, примеры те-стовых заданий по эколого-ориентированным дисциплинам высшего образо-вания, рекомендуемые в комплект оценочных средств вуза.
Материалы и методы. Представлены авторские формулировки педагогических тестов широкого спектра применения, апробированные в системе под-готовки преподавателей и военных специалистов. Все предложенные задания сделаны по правилам тестологии.
Результаты. Предложены оригинальные варианты тестовых заданий для осуществления текущего и промежуточного контроля при определении каче-ства подготовки в высшей профессиональной школе. Примеры приведённых контрольно-измерительных материалов можно включить в фонд оценочных средств вуза для определения «остаточных» знаний на этапе промежуточного контроля по экологии, экологическим основам природопользования и др.
Выводы. В статье приведены примеры тестовых заданий эколого-ориенти-рованного содержания в высшей школе, которые являются разнообразными вариантами для работы обучающихся в малых группах (текущий контроль). Предложенные тесты могут быть использованы индивидуально на этапе про-межуточного контроля. Универсальность заданий позволяет применять их в большом диапазоне эколого-ориентированных учебных дисциплин («Без-опасность жизнедеятельности», «Химия», «Экологические основы природо-пользования»), внеаудиторной работе в системе подготовки «Года экологии-2017» в Российской Федерации.

Ключевые слова

высшее образование, высшее военное образование, экологически ориентированные дисциплины, тест.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. – М. : Центр тестирования, 2002. – 239 с.
2. Дятлова, К. Д. Система разработки и анализа педагогических текстов по био-логии : дис. … д-ра пед. наук / Дятлова К. Д. – СПб., 2007. – 413 с.
3. О развёртывании системы экологического обучения и воспитания в Вооружённых Силах Российской Федерации : приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.04.2000 № 180. – URL: http://voenprav.ru/doc-1070-1.htm (дата обращения: 28.03.2016).
4. Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 17.04.00 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» (квалификация «специалист») : приказ Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 № 51 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2011 № 20354). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112901/ (дата обращения: 28.03.2016).
5. Евдокимова, О. В. Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации : моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв ; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. – 320 с.
6. Пономарёва, О. Н. Учебная дисциплина «Экология» в военном вузе / О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв, Ю. Б. Шпагин, Д. А. Шпынев // Молодёжь. Обра-зование. Наука : сб. ст. ХI Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, адъюнктов, молодых преподавателей и учёных (г. Пенза, 27 января 2016 г.) / под общ. ред. О. В. Варниковой, О. Н. Пономарёвой, И. И. Грачёва, В. А. Худякова. – Пенза : Филиал ВА МТО, Пенз. арт. инж. ин-т, 2016. – С. 110–120.

 

Дата создания: 10.08.2016 13:39
Дата обновления: 23.09.2016 11:13